Регистрация Вход
Город
Город
Город

Цветочные натюрморты фотографа TORTILLA

Зарождение раннего натюрморта XVII века следует искать еще в границах XV-XVI столетий, когда он был частью исторической или жанровой композиции.  Среди видов натюрмортного жанра одним из первых выделился в самостоятельную ветвь цветочный натюрморт.




Цветочные натюрморты разделялись на “гирлянды” и “букеты”. Особенно трудными для понимания являются “гирлянды”. В жанре “гирлянд” писали такие известные мастера, как: Я. Брейгель Бархатный, Д. Сегерс, Я.Д. де Хем. Особенную славу на этом поприще снискал монах ордена иезуитов отец Д. Сегерс. В знак восхищения его мастерством коронованные европейские особы одаривали его дорогими подарками — золотым крестом с аллегорическими фигурами из эмали, золотыми кистями и золотой палитрой и т.д. Написанным им цветочные натюрморты – поэты посвящали стихи.

 


 Гирлянда, оборачивающаяся вокруг центрального изображения (а оно могло быть очень различным , чаще всего — это портрет, выполнявшийся другими мастерами), напоминала известный символ Вечности — змею, обвившуюся вокруг крылатых часов. Потому и композиции такие имели прославительное значение. В саму гирлянду вплетались белые лилии и колосья хлеба, традиционно связанные с Христом или Марией, и говорившие о чистоте прославляемого.




Кроме того, элементы цветочного натюрморта символизировали времена года, например, цветы — весну, колосья и фрукты — лето, виноград и овощи — осень, лимоны — зиму (“все меняется, неизменной остается лишь добрая память”).




Язык цветов, заимствованный еще Возрождением из средневековой символики, был в XVII веке понятен практически любому воспитанному аристократу. И потому гирлянды легко “читались” зрителями. Богоматери посвящали подснежники, померанец, розы, ирисы; обращение ее к Христу символизировалось тюльпанами; веткой чертополоха — страсти Христа; триумф небесной любви часто выражался нарциссом.




Натюрморты в виде букетов (в вазе, кувшине или просто на столе) обычно составлялись трех видов. И главный акцент на картине попадал на различные предметы. В радиальной композиции (стебли цветов расходились веером из одной точки) главным становится изображение цветка, помещенного в местео схождения стеблей. Композиции второго типа, словно ковром, заполняют все пространство полотна. Тогда выстраивается вертикальная иерархия цветов и их значений. Третья разновидность : композиционно встроена в фигуру треугольника. Здесь наиболее значимый цветок служит центральной осью, а остальные цветы симметрично группируются вокруг него.




Впрочем, строгая симметричность скоро нарушается, и излюбленной становится разработанная Я.Д. де Хемом S-образная форма букета с изящными завитками, предвосхищающими стиль рококо
.




 

Складывается даже своеобразная иконографическая схема с четким делением на пространственные зоны. Внизу, возле вазы, обычно расположены знаки бренности — сломанные или увядшие цветы, осыпавшиеся лепестки, пустые раковины, гусеницы, мухи.;




В центре композиции картины — символы скромности и чистоты (средней умеренности), окруженные пышными недолговечными цветами (ландыши, фиалки, незабудки, цикламены в окружении роз, гвоздик, анемонов и т.д.).;




Венчает композицию крупный цветок, чаще обладающий положительным значением, этакий венец добродетели (да еще в окружении бабочек и стрекоз). Сама же ваза уподоблялась при этом хрупкому сосуду, однако могла иметь и толкование тела как “сосуда мерзости и греха”.




Многочисленные стеклянные, хрустальные, да и глиняные сосуды с цветами и без них воспринимались как нечто хрупкое, неверное, готовое вот-вот разбиться. Дорогие сосуды лишь подчеркивали это ощущение, неся дополнительный смысл тщетности богатства.




Содержимое же сосудов трактовалось по-разному. Вода – тема крещения, очищения, вино — тема причастия. Однако вино, особенно недопитое, могло символизировать и не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной роскоши
.

 


 Почти всегда цветочные натюрморты дополнялись предметами, разбросанными на столе. Чаще всего это пустые раковины –- знак пустых плотских удовольствий. Плоды лимона, который снаружи красив, а внутри кисел. Яйцо — традиционный знак Воскресения. Лопнувший плод граната — символ плодородия, Христа и его искупительной жертвы. Земляника — знак мирского наслаждения и соблазна. И все это вместе (цветы, сосуды, предметы) служило единой идее живописца.




.



.




.



.



.



.





Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3259969/post128295581/ ; http://www.fiiherzen.ru/articles/1

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

цветочный натюрморт

 

Комментарии:

Аля

Я и не думала, что сюда вкладывают смысл!
Потрясающе!

Ответить

Бабуся

Вот накипело что-нибудь в душе, взять пару сосудов, цветок, свеклу фигурно, уложить все это художественно........глядишь и отлегло...........попробую как-нибудь ;))

Ответить

Очень красиво. особенно ремень, кошелек и гранат(-а)+

Ответить

Аля

В этих словах ощущается тоска по сильному плечу.
Всё! Начинается!
Революция грезится...

Ответить

Бабуся

Да уж, этот натюрморт заставляет задуматься о бренном и вечном :)))

Ответить

Юлия

красные тюльпаны в синих бутылках - просто шедевр!!!

Ответить

Mus musculus

Натюрморты - одновременно моя слабость и слабое место (хорошо получаются пейзажи и макро). Собираю из Нета натюрморты с рыбами. Фото-иллюстрации к посту - просто ах! Но, думается мне, авторы работ не озадачивались значением использованноых материалов, а просто наслаждались цветом и фактурой. Формалисты в искусстве!

Ответить

Бабуся

Зато нас теперь не проведёшь! Мы то знаем, что есть сосуд, а что- красота в сосуде......как-то так)))

Ответить

Hehemon

Красивая и умная игра цвета и формы, содержания. Креативно. Очень понравилось.

Ответить

Красиво! Особенно хорош натюрморт на фоне зимнего окна.

Ответить

Безумно правильные композиции, великолепные проходы цвета... Ну что сказать- выполнено мастерски ))))

Ответить

А

идеальные формы, цвет, неожиданные сочетания
свекла, редиска - такое мог придумть только гений

Ответить

Бабуся

Вот видим же мы часто и пионы и свеклу! Ну как у людей мозги устроены все это так изящно соединить!

Ответить

Ага, редиска гармонично вписалась))

Ответить

Анна-Ванна

а мне больше всего понравилась картинка со сливами.Черно-синий цвет,дерево,блеклый-зеленый.Лакничность. Прям на душу легло.И такая ткань тонкая, мягкая,полупрозрачная.Что-то мое однозначно:)))

Ответить

Бабуся, так просто открывашь нам глазки на простые удивительно - чудесные вещи. Спасибо.

Ответить

Это мой любимейший из любимейших авторов! Несколько лет с ней всё обсуждаем, радуемся её удачам. Она - чудо!

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.